Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Богомольная грамота патриарха Гермогена

 
 
Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси 1530-1612

Гермоген настойчиво требовал от царя Василия Шуйского подавить вооруженной рукой мятеж И.И. Болотникова, охвативший значительную часть страны. 21 мая 1607 г. начался царский поход на Тулу, куда отступили главные силы повстанцев. Однако боярский царь, по обыкновению, медлил, колебался и не спешил к основным силам армии, сосредоточенным в Серпухове. Лишь в первых числах июня патриарх смог разослать по всей стране богомольную грамоту о выступлении царя Василия в карательную экспедицию. Московский первосвященник явно подталкивал самодержца к более энергичным действиям.

А тем временем, 5—7 июня 1607 г., повстанцы И.И. Болотникова и князя А.А. Телятевского потерпели жестокое поражение от армии князя Андрея Васильевича Голицына на реке Восме около Каширы. Гермоген немедленно оповестил страну об этом публикуемой ниже богомольной грамотой.

Грамота сохранилась в списках, которые рассылались по своей епархии митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Федоровича. Сам Филарет станет впоследствии патриархом Всея Руси. В документе опущена начальная часть с благословением Гермогеном царских войск. Неразборчивый тест взят в квадратные скобки.


 

Богомольная грамота патриарха Гермогена о победе царских войск
над болотниковцами на Восме. 9—10 июня 1607

 


Святейший патриарх Всея России Гермоген. Гравюра по картине В.М. Васнецова. 1911

Грех ради наших и всего православнаго християньства от востающих на церкви Божий и на християнскую нашу истинную веру врагов и крестопреступников межусобная брань не престанет. И бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких служивых людей беспрестанно побивают, и отцов, и матерей, и жен, и детей их всяким злым поруганием бесчестят[1]. И православных хрестьян кровь, иже поборают за благочестивую християньскую веру и за святыя Божия церкви, аки вода проливается[2]. И смертное посечение православным християном многое содевается, и вотчины их и поместья разоряются, и земля от воров пуста чинится.

И благочестия рачитель, великий государь наш царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, видев святыя церкви разоряеми и православную кровь напрасно проливаему, прося у... [всех небесных сил] милости, пошел сам против тех злодеев и немилостивых губителей, подобяся древним благочестивым християнским государем, иже за благочестивую християнскую веру крепце и мужественне поборая.

И июня в 9 день государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии ко мне, богомольцу своему, прислал свою царьскую грамоту с стольником своим с Иваном Васильевичем Измайловым.

А в государеве грамоте написано, что писали к нему, государю, с Коширы его государев боярин и воеводы князь Ондрей Васильевич Голицын с товарыщи, что идут с Тулы собрався многие воры с нарядом[3]. А хотят итти к Серпухову и к Москве. И как де, сыну[4], послышали его государев поход, что пришел он, государь, в Серпухов — и они де и поворотилися к Кошире на осад.

И он, государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, послал тотчас к боярину своему и воеводам ко князю Ондрею Васильевичу Голицыну с товарыщи из Серпухова голов с сотнями, а велел им, прося у Бога милости, над теми воры промышляти, сколько им Бог помощи подаст.

И июня в 5 день писал к нему, государю царю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии, его государев боярин и воеводы князь Ондрей Васильевич с товарыщи, что они с воры сошлись на речке Восме, от Коширы верст за двенадцать, июня в 5 день.

И Божиею помощию и пречистыя Богородицы и великих чудотворцов молитвами его государевы бояре и воеводы и всякие ратные люди тех воров наголову побили, и их воровских воевод наряд, и набаты, и знамяна, и коши[5] все поймали, и живых языков[6] больши пяти тысяч взяли. А имали их и побивали на тридцати верстах.

А достальные воры и лутчие их промышленники, терские, и яицкые, волские, доньские, и путивльские, и рыльские атаманы и казаки, сели в бояраке и городок себе сделали. И его деи государевы бояре и воеводы, и дворяне, и дети боярские, и ратные всякие люди к тому городку приступали. И Божиею милостию тех воров взятьем взяли.

И такая, сыну, великая победа благочестивому государю нашему... [совершилась милостью небесных сил]. И ты бы, сыну, велел [прочесть богомольную грамоту в соборе всем «во услышание» и молебствовать за здоровье государя и воинства, победе над всеми врагами, «обращении» государевых изменников и гражданском мире, а также разослал списки грамоты по всей епархии. — Приписка Филарета говорит о выполнении этих указаний].

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. — СПб., 1836. Т. 2. № 74.


 

[1] Гермоген недвусмысленно подчеркивает социальное размежевание русского общества в гражданской войне: дворянство и царские служащие, с одной стороны, повстанцы И. И. Болотникова — с другой.

[2] После отступления от Москвы болотниковцы успели одержать ряд серьезных побед, о которых, конечно, патриарх паству не оповещал.

[3] Т. е. с пушками.

[4] Гермоген обращается к митрополиту Филарету.

[5] Обозы.

[6] Т. е. пленных.


Историческая хроника | Иван Исаевич Болотников | Дух смутного времени | Грамота патриарха Гермогена | План сражения

 


События