Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Архитектор Преображенский М.Т.


Действительный член Императорской Академии Художеств М. Т. Преображенский, 1914 год, фотография.

Михаил Тимофеевич Преображенский (16.10.1854-25.09.1930) относится к плеяде замечательных архитекторов русского стиля, из числа которых наиболее известны такие мастера как Лев Даль, Николай Султанов, Леонтий Бенуа, Василий Косяков. Можно сказать, что на них лежит печать той эпохи – профессиональная универсальность, которая отличала и Преображенского, бывшего одновременно и архитектором, и педагогом, и историком архитектуры, и реставратором. Михаил Тимофеевич Преображенский - академик архитектуры (1887 г), действительный член (1893 г) и член совета (1894 г) Академии художеств.
В 1875 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1879 г. — Петербургскую академию художеств.
С 1888 г. — преподаватель, а с 1894 г. — профессор Петербургской академии художеств.
С 1891 г. — старший техник синода, с 1893 г. — член Археологического комитета.
В 1900—1918 гг. — профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. Один из учредителей Общества архитекторов-художников. Исследователь древнерусского зодчества. Архитектор Исаакиевского собора (1910—1920 гг.). Автор многих общественных и культовых зданий, в том числе школы в Царском селе. 


Проект первой деревянной церкви в селе Богословское (1897г.)

Что же связывает Михаила Тимофеевича с «Беспутским Станом»?

Архитектор Преображенский дважды проектирует здание церкви в селе Богословское. Конечно, участие в этой работе архитектора такой величины не обошлось без влияния Владимира Карловича Саблера. Итак, в 1897 году Михаил Тимофеевич проектирует первое, деревянное здание церкви для села Богословское. Купол и стены украшала рос¬пись по образцу византийских мозаик конца VI века. К сожалению, в декабре 1908 г. построенная по этому проекту церковь сгорает от неосторожного обращения с огнем.


Проект каменного храма для села Богословское (1909г.)

 

 

Всего через несколько месяцев Преображенский готовит второй проект, уже каменного храма для Богословского. 21 сентября 1909 года был совершен молебен, и под руководством архитектора Г. М. Никитина началась работа по строительству нового храма. Храм в селе Богословском - один из немногих сохранившихся в России храмов (к сожалению, в полуразрушенном виде), возведенных по проекту М. Т. Преображенского.


Храм в 1911 г.

Храм в 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большинство храмов Преображенского были воздвигнуты за рубежом, и поэтому почти все сохранились. На 1890-1910-е приходится его наиболее активная творческая деятельность: он строит в России, в Италии (церковь во Флоренции), Черногории (Никшич, Подгорицы, Круштина Главице), Болгарии (посольская церковь в Софии), Румынии (посольская церковь в Бухаресте), Франции (Никольский собор в Ницце), Аргентине (посольская церковь в Буэнос-Айресе), воздвигает Александро-Невский собор в Таллине, который теперь тоже относится к Зарубежью.


Церковь Преображения Санкт-Петербург (1902)

Торговые ряды в Москве (1890)

Собор Святителя Николая
Ницца (1903)

Церковь Николая Чудотворца в Софии (1907)

 

Михаил Тимофеевич Преображенский получил самое лучшее по тем временам художественное образование (каковым оно, вероятно, остаётся по сей день): в 1875 он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его руководителем был Константин Михайлович Быковский, после этого Преображенский поступил в Академию художеств, в которой учился под руководством ректора А. И. Резанова и Д. И. Гримма. В 1882 г., после блестящего окончания Академии Преображенский был направлен в пенсионерскую поездку в Италию.

Церковь во Флоренции (1893 г.)

 

 

Проектирование церкви во Флоренции предопределило дальнейшую архитектурную практику зодчего: Преображенский практически полностью посвящает свое творчество возведению храмов. Для этого он с 1891 г. поступает на службу в общее присутствие Хозяйственного управления при Синоде, которое контролировало все церковное строительство по Российской империи. Эту должность он занимал без жалования, так как, получив в 1887 г. звание академика, с 1888 г. состоял адъюнкт-профессором Академии художеств, где и получал содержание. Вся жизнь и творчество Преображенского были тесно связаны с Академией художеств, где он преподавал более 30 лет (с 1887 по 1918 г.), а с 1900 г. был профессором-руководителем мастерской Высшего Художественного училища при Академии художеств.

 


Собор Александра Невского в Таллине (1900 г.)

 

Центральной и крупнейшей постройкой архитектора стал собор св. Александра Невского в Таллине (1894-1900) . Его архитектурные формы, как и формы храмов в Ницце и Флоренции, - выдающийся пример среднего пути между копированием древнерусского зодчества и новаторским экспериментированием. Точно найденные пропорциональные соотношения, оригинальные цветовые решения, умеренное использование декоративных элементов, органическое сочетание архитектурных объемов, единые и просторные интерьеры – общие принципы, объединяющие перечисленные основные работы архитектора.

 

Преображенский одним из первых выступил за охрану произведений не только допетровского времени, но и двух последующих веков. 

Он как провидец писал: «Если мы, воспитанные нашими школами… в полном равнодушии к своей родине и к ее историческим памятникам как к живым свидетелям ярких страниц нашей истории, не изменим к лучшему и не привьем любви и уважения к старине молодому поколению, то таковое направление, как поучает история, печально своими последствиями».

В июне 1918 г., как и все сотрудники Академии художеств, занимавшие казенные квартиры, Преображенский был выселен и уволен от всех должностей. Однако в 1920-е годы он продолжал работать, занимаясь проектированием типовых проектов школьных зданий разной вместимости, что было одной из сфер его деятельности и в дореволюционные времена. В 1919-1922 гг. Преображенский даже возглавлял архитектурное бюро при Наркомпросе; затем вел научную работу в Академии истории материальной культуры в Ленинграде. Последний документ в личном деле архитектора – справка 1930 г. о том, что с 1887 по 1918 он состоял адъюнкт-профессором в Академии художеств – за год до кончины 76-летний маститый зодчий хлопотал о пенсии. Став архитектором в эпоху формирования и подъема русского стиля, зодчий развивал его основные принципы во всех основных произведениях. Это выразилось в ориентации на древнерусское наследие, в соединении классицистических приемов и современных строительных достижений, в сохранении традиционной типологии храмов, пронизанной богословским осмыслением.

Вот такой замечательный человек с мировым именем, оставил след в истории «Беспутского Края». Наша задача сохранить для будущих поколений эту информацию, а сверхзадачей можно поставить воссоздание прекрасного храма, построенного по проекту М.Т. Преображенского в селе Богословское.


События