Архитектор Преображенский М.Т.
Действительный член Императорской Академии Художеств М. Т. Преображенский, 1914 год, фотография. |
Михаил Тимофеевич Преображенский (16.10.1854-25.09.1930) относится к плеяде замечательных архитекторов русского стиля, из числа которых наиболее известны такие мастера как Лев Даль, Николай Султанов, Леонтий Бенуа, Василий Косяков. Можно сказать, что на них лежит печать той эпохи – профессиональная универсальность, которая отличала и Преображенского, бывшего одновременно и архитектором, и педагогом, и историком архитектуры, и реставратором. Михаил Тимофеевич Преображенский - академик архитектуры (1887 г), действительный член (1893 г) и член совета (1894 г) Академии художеств.
В 1875 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1879 г. — Петербургскую академию художеств.
С 1888 г. — преподаватель, а с 1894 г. — профессор Петербургской академии художеств.
С 1891 г. — старший техник синода, с 1893 г. — член Археологического комитета.
В 1900—1918 гг. — профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. Один из учредителей Общества архитекторов-художников. Исследователь древнерусского зодчества. Архитектор Исаакиевского собора (1910—1920 гг.). Автор многих общественных и культовых зданий, в том числе школы в Царском селе.
Проект первой деревянной церкви в селе Богословское (1897г.) |
Что же связывает Михаила Тимофеевича с «Беспутским Станом»?
Архитектор Преображенский дважды проектирует здание церкви в селе Богословское. Конечно, участие в этой работе архитектора такой величины не обошлось без влияния Владимира Карловича Саблера. Итак, в 1897 году Михаил Тимофеевич проектирует первое, деревянное здание церкви для села Богословское. Купол и стены украшала рос¬пись по образцу византийских мозаик конца VI века. К сожалению, в декабре 1908 г. построенная по этому проекту церковь сгорает от неосторожного обращения с огнем.
Проект каменного храма для села Богословское (1909г.) |
Всего через несколько месяцев Преображенский готовит второй проект, уже каменного храма для Богословского. 21 сентября 1909 года был совершен молебен, и под руководством архитектора Г. М. Никитина началась работа по строительству нового храма. Храм в селе Богословском - один из немногих сохранившихся в России храмов (к сожалению, в полуразрушенном виде), возведенных по проекту М. Т. Преображенского.
Храм в 1911 г. |
Храм в 2011 г. |
Большинство храмов Преображенского были воздвигнуты за рубежом, и поэтому почти все сохранились. На 1890-1910-е приходится его наиболее активная творческая деятельность: он строит в России, в Италии (церковь во Флоренции), Черногории (Никшич, Подгорицы, Круштина Главице), Болгарии (посольская церковь в Софии), Румынии (посольская церковь в Бухаресте), Франции (Никольский собор в Ницце), Аргентине (посольская церковь в Буэнос-Айресе), воздвигает Александро-Невский собор в Таллине, который теперь тоже относится к Зарубежью.
Церковь Преображения Санкт-Петербург (1902) |
Торговые ряды в Москве (1890) |
Собор Святителя Николая Ницца (1903) |
Церковь Николая Чудотворца в Софии (1907) |
Михаил Тимофеевич Преображенский получил самое лучшее по тем временам художественное образование (каковым оно, вероятно, остаётся по сей день): в 1875 он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его руководителем был Константин Михайлович Быковский, после этого Преображенский поступил в Академию художеств, в которой учился под руководством ректора А. И. Резанова и Д. И. Гримма. В 1882 г., после блестящего окончания Академии Преображенский был направлен в пенсионерскую поездку в Италию.
Церковь во Флоренции (1893 г.) |
Проектирование церкви во Флоренции предопределило дальнейшую архитектурную практику зодчего: Преображенский практически полностью посвящает свое творчество возведению храмов. Для этого он с 1891 г. поступает на службу в общее присутствие Хозяйственного управления при Синоде, которое контролировало все церковное строительство по Российской империи. Эту должность он занимал без жалования, так как, получив в 1887 г. звание академика, с 1888 г. состоял адъюнкт-профессором Академии художеств, где и получал содержание. Вся жизнь и творчество Преображенского были тесно связаны с Академией художеств, где он преподавал более 30 лет (с 1887 по 1918 г.), а с 1900 г. был профессором-руководителем мастерской Высшего Художественного училища при Академии художеств.
Собор Александра Невского в Таллине (1900 г.) |
Центральной и крупнейшей постройкой архитектора стал собор св. Александра Невского в Таллине (1894-1900) . Его архитектурные формы, как и формы храмов в Ницце и Флоренции, - выдающийся пример среднего пути между копированием древнерусского зодчества и новаторским экспериментированием. Точно найденные пропорциональные соотношения, оригинальные цветовые решения, умеренное использование декоративных элементов, органическое сочетание архитектурных объемов, единые и просторные интерьеры – общие принципы, объединяющие перечисленные основные работы архитектора.
Преображенский одним из первых выступил за охрану произведений не только допетровского времени, но и двух последующих веков.
Он как провидец писал: «Если мы, воспитанные нашими школами… в полном равнодушии к своей родине и к ее историческим памятникам как к живым свидетелям ярких страниц нашей истории, не изменим к лучшему и не привьем любви и уважения к старине молодому поколению, то таковое направление, как поучает история, печально своими последствиями».
В июне 1918 г., как и все сотрудники Академии художеств, занимавшие казенные квартиры, Преображенский был выселен и уволен от всех должностей. Однако в 1920-е годы он продолжал работать, занимаясь проектированием типовых проектов школьных зданий разной вместимости, что было одной из сфер его деятельности и в дореволюционные времена. В 1919-1922 гг. Преображенский даже возглавлял архитектурное бюро при Наркомпросе; затем вел научную работу в Академии истории материальной культуры в Ленинграде. Последний документ в личном деле архитектора – справка 1930 г. о том, что с 1887 по 1918 он состоял адъюнкт-профессором в Академии художеств – за год до кончины 76-летний маститый зодчий хлопотал о пенсии. Став архитектором в эпоху формирования и подъема русского стиля, зодчий развивал его основные принципы во всех основных произведениях. Это выразилось в ориентации на древнерусское наследие, в соединении классицистических приемов и современных строительных достижений, в сохранении традиционной типологии храмов, пронизанной богословским осмыслением.
Вот такой замечательный человек с мировым именем, оставил след в истории «Беспутского Края». Наша задача сохранить для будущих поколений эту информацию, а сверхзадачей можно поставить воссоздание прекрасного храма, построенного по проекту М.Т. Преображенского в селе Богословское.
События
-
Действо "Восьма 2018"
21.05.2018
10 июня 2018 года состоится ежегодное действо посвящённое 411-летию Восьминской битвы.
-
ФЕСТИВАЛЬ «ФЕДОТОВСКАЯ ВЕСНА»
21.05.2016
29 мая 2016 года в деревне Фёдоровка состоится фестиваль «Федотовская весна» 2016!
-
Престольный праздник и концерт в селе Богословское
17.05.2016