Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Наши предки – вятичи

«Темные века» нашего края

В конце I-го тысячелетия нашей эры славянские племена начинают активную миграцию на север. Они полностью поглощают дьяковскую культуру – часть финских племен вытесняется на север, а большая часть ассимилируется. Как считает В.В. Сидоров, в нашем крае ассимиляция прошла безболезненно, поскольку славянский элемент проник в местную финно-угорскую среду задолго до основной волны славянской миграции. Его следы прослеживаются во взаимодействии иеневской и рессетинской культур, в следах фатьяновской культуры (отнесенной к трипольскому славянскому миру), в возможном формировании отдельной Каширской культуры, где шел активный процесс культурного обмена между славянами, балтами (этноса возникшего, по его мнению, не без влияния славянского мира) и угро-финскими племенами дьяковцев (в период с V по II век до нашей эры).
Вероятно, это была первая волна славянской миграции в нашем крае. Вполне объяснимо, что при отсутствии какого-либо подобия дорог, миграция шла по рекам и, прежде всего, по Оке. С верховьев реки до нашего района среднего течения Оки и далее на север и северо-восток. Этот проторенный путь сохранился и в последующие этапы славянской миграции. Можно предполагать, что в нашем крае в конце I-го тысячелетия до нашей эры и в I-м тысячелетии нашей эры, существовал некий полиэтнос, появившийся из слияния угро-финских, балтских и славянских племен. Именно существование этого полиэтноса может объяснить загадочное, до сих пор научно необъяснимое, исчезновение дьяковских городищ в V-VII веках н.э.
Версия формирования нового полиэтноса под давлением первой волны славянской миграции очень интересна и может стать объяснением «исчезновения» дьяковцев, попросту растворившихся в балтах и славянах. Хотя и в этом случае до конца не понятно, что же происходило в нашем крае с V по VIII века, когда следов дьяковцев не находят, а по летописным и археологическим сведениям, славянское племя вятичей в бассейне Оки еще не появилось?
Что происходило в эти 200-300 лет, которые ученые называют «темными веками»? Ответов пока нет, а это значит, что еще ждут своего исследователя новые археологические находки в нашем крае, которые, возможно, позволят приоткрыть завесу тайны над этим вопросом.
В наше время уже не вызывает сомнений тот факт, что частичное проникновение славян в бассейн реки Оки заметно уже с конца IV века (после нашествия гуннов) и усилилось с середины VI века (после нашествия аваров).
Побуждало славян к миграции и изменение климата. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Началось великое славянское переселение.
Сила славян заключалась в том, что они не были привязаны к одной ландшафтной зоне и с одинаковым успехом занимались хозяйственной деятельностью и в дремучих европейских лесах и в плодородных ковыльных степях. Основой хозяйства славян было подсечно-огневое земледелие, которое в сочетании с охотой, рыболовством и лесными промыслами становилась основой экономики. Это позволяло славянам расселяться на любых свободных или малозаселённых землях. А наш край, как мы уже показали на примере «исчезновения» дьяковских племен, был как раз относительно свободным. Первые славяне-разведчики оценили эти плюсы.
 
Когда пришли «Большие люди»?
Только в VIII веке на Оке появляются вятичи, носители роменско-боршевской археологической культуры. Откуда приходят они? – вопрос, открытый до сих пор. Автор «Повести временных лет» Нестор, объясняя наименование «вятичи», назовет их прямыми потомками некоего Вятка («а Вятко сел с родом своим на Оке, от него же прозвались вятичи»). При этом, говоря об этом легендарном племенном князе, он сообщает, что вместе с братом своим Радимом (от которого произошли радимичи), происходили они от «ляхов», т.е. являлись выходцами с территории современной Польши, точнее, пришли со стороны территорий, занятых польскими славянскими племенами. 
Вполне вероятно, что венеды-вятичи пришли на Оку, в наш край, по проторенной купцами дороге «янтарного пути». Шли долго, с остановками в сотню лет в Приднепровье (VI-VIII век), оставив там следы своего пребывания и вобрав в себя черты волынцевской, а позднее и роменско-боршевской культуры местных славян. На единые и взаимопроникающие этнокультурные корни восточнославянских племен намекает и Нестор, отмечая в «Повести временных лет»: «И живяху в мире поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвати». Но при этом Нестор подчеркивает то, что радичимичи и вятичи пришли с запада, со стороны земли ляхов (то есть в ту пору из страны венедов), на землю исконных обитателей Приднепровья – полян и древлян. («Поляномъ живущимъ о себе, якоже ркохомъ, сущии от рода словеньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ»). 
Идя далее, вобрали в себя вятичи и мощинскую культуру балтских племен, с которой они встретились в VII-VIII веках в верховьях Оки, перебравшись оттуда с левого берега Днепра. От мощинцев они взяли полукруглую форму строительства валов укрепленных городищ и сооружение курганов с кольцевыми оградами при захоронении. При этом в кургане вместе с покойником вятичи стали хоронить коней и оружие, как делали балты. Переняли вятичи и обычай украшать себя шейными гривнами и перстнями. И, наконец, в конце VIII – начале IX века вятичи приходят в наш край. Малозаселенный и почти нетронутый. С прекрасными местами для устройства типичных вятичских поселений – на высоких берегах рек и оврагов. Без кровопролития ассимилировали вятичи местное население из первых славян, смешавшихся с финно-уграми и балтами. Не случайно, что первые поселения вятичей в нашем крае расположились на месте бывших дьяковских городищ – на городище 2 и селищах 1, 4 и 5 Колтово, на селище Лидское, а также по левому берегу Оки на селищах Смедово II и Смедово III.
Основой хозяйства вятичей были земледелие и охота. Первые поселенцы начинали жизнь на новом месте со строительства шалаша или землянки, а после первого урожая ставили рубленый дом с клетью для птицы. Топили избы по-черному. После появлялись хлев для скота, амбар, овин и гумно. Рядом с первой крестьянской усадьбой – «по-чинком», селились родственники первопоселенцев. Мелкие земледельческие деревни часто носили временный характер и переносились на другие места по мере истощения небольших подсечных пашен. Охотиться вятичи предпочитали на бобра, который в обилии обитал тогда на всех реках и речках современной территории Каширского района. Горностаевый, беличий и куничий меха являлись важной статьёй товарообмена с соседними финскими и балтскими племенами. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Природные условия нашего края давали вятичам возможность вести хозяйство активно и успешно. Гончарное, кузнечное и другие ремёсла были дополнительными источниками существования поокских славян.
Самые ранние следы пребывания вятичей в нашем крае датируются концом VIII – началом IX века. Это подтверждают, сделанные в Каширском районе и на сопредельных ему территориях, находки керамики, характерной для роменско-боршевской культуры. Она аналогична той, которую нашла Т.Н. Никольская в ранних слоях при раскопках города вятичей Серенска (Калужская область). 
Лепная грубая посуда этого типа найдена у нас на поселении 1 в Колтово (Колтово 2) и на селище 4 (Колтово 8).
Ее характерная деталь – орнамент в виде отпечатка веревочки. Здесь же зафиксированы и детали печей-каменок,характерных для ранних вятичей.

Находки из древнерусского слоя Колтово принадлежащие вятичам

Ранние слои культурного слоя детинца Колтеска (городище 1), селища 1 и 5 Колтово, также дают основание говорить о появлении здесь вятичей в конце 700-х – начале 800 гг. н. э. Жили вятичи в VIII-X веках в районе нынешнего с. Ледово, на селище Лидское (д.Лиды); а также недалеко от границ современного Каширского района на левом берегу Оки на селище Кордон (Серпуховский район); на урочище Пьяная гора у нынешней Малюшиной дачи; на селище Лужники (все – Ступинский район). Археологи нашли здесь лепную толстостенную керамику роменского типа – горшки лепные грубые, с бугристой поверхностью, с зернами примесей, по краю венчика насечки, сделанные ногтем, либо навитой на палочку веревкой-шнурком. Надо заметить, что археологические находки являются основным источником наших представлений об образе жизни и развитии вятичей. Поскольку единственное упоминание вятичей в древней Несторовой летописи, хотя и содержит точное описание обычаев и образа жизни наших предков, но уже несет на себе отпечаток политической предвзятости правителей Киевской Руси.
Любопытен тот факт, что Нестор и другие летописцы, создавая официальную версию истории Киевской Руси, чрезмерно восхваляет предков киевлян – полян, не упоминая о государственных образованиях у других восточных славян, в том числе и у вятичей, принижая вятичей и другие племена. А зря, если сравнить развитие русских земель в IX-XIII веках по количеству городищ, то окажется, что больше всего их было в районе Днепра (исконная Киевская Русь) – 49% от общего числа всех известных древнерусских городищ, а на «втором месте» земли вятичей на Оке – 16,6% от общего числа всех известных древнерусских городищ (вот тебе и «звериный образ жизни в лесу»!). Как отмечал дореволюционный исследователь древнерусских городов И.Д.Беляев: «...Этот неизвестный край, совершенно забытый прежними нашими летописями, кипел деятельностью и жизнью не меньше других краев Руси, ... в нем было множество городов».
Валл и крепостная стена в разрезе типичного городища вятичей
О величии государства вятичей рассказывали арабские и персидские купцы. В IX–X веках они упоминают об известном им на Оке большом городе Вантит, т.е. Вятков или Вятич. При этом арабам в ту пору были известных всего три славянских города: «Куяба» – Киев; «Славия» – Новгород; «Артания» – Вантит на Оке. На мордовском языке слово «Артания» означает «страна на запоре (на замке)». И неслучайно арабы упоминали, что вятичи никого к себе не пускали и убивали пришельцев. Неслучайно, уже в более позднее время, в X–XII вв. земля вятичей, затерянная в глухих лесах, считалась жителями других областей малодоступной и опасной. Обычная дорога из Киева в древнейшие русские города Ростов и Суздаль шла кружным путем через Смоленск и верховья Волги. Мало кто из путешественников отваживался проехать через опасные леса вятичей. Вспомним хотя бы первый подвиг былинного богатыря Ильи Муромца, который проехал по прямому пути из Мурома в Киев через наши «дикие края». Это было настолько невероятным для того времени, что по былинному преданию киевляне осмеяли Илью Муромца, когда тот сообщил им о путешествии через «страну на замке». И не поверили бы, не предъяви им былинный богатырь доказательство – Соловья-разбойника. Возможно вятичи, как люди лесные, умели жить на деревьях, прячась в вековых дубах, обороняясь и нападая сверху, при этом подавая свистом сигналы друг другу. Неслучайно, что прекрасные воины-вятичи, державшие свою землю «на замке», приняли участие в легендарном походе князя Олега в 907 году на Царьград (Константинополь).
Основой хозяйства вятичей в IX-X веках продолжало оставаться земледелие и скотоводство. К концу этого периода подсечное земледелие стало меняться на пашенное. Но этот переход проходил у вятичей, живущих в лесном краю, медленнее, чем у других восточнославянских племен. Основными орудиями труда были железный топор, мотыга и большой нож –«косарь». (На селище 4 в Колтово археологи нашли обломок косы и железного ножа. В Колтово 7, кроме обычного обилия древнерусской линейной и волнистой керамики, археологи нашли железные ножи, косы-горбуши). Применялась борона – суковатка. Убирали урожай серпом. Самыми популярными сельскохозяйственными культурами вятичей были просо и репа. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма заготавливали на заливных приокских лугах. По обилию костей птицы, можно судить о развитости птицеводства.
Охота шла на пушного зверя. Причем, вятичи ели мясо добытого бобра, что позволило Нестору написать в летописи, что вятичи «ели нечистое». Мед и воск добывали бортничеством у лесных пчел. Активно вятичи использовали реки. Кроме занятия рыболовством они на лодках однодревках, с целями товарообмена, путешествовали по Оке и Волге до Каспия и по волокам попадали в Киев и Новгород. В округе Каширского края имеется еще несколько городищ вятичей датируемых ХI-XIII вв. На Оке это Тешилов (Серпуховской район) и Хорошевка (Лопасня?) (Ясногорский район), на р.Осетре – Щучье (Соколовка) (Веневский район), Бавыкино и Бебехино (Зарайский район) и др.
В городищах селились ремесленники. Археологические раскопки свидетельствуют о развитии у вятичей кузнечного дела, литья металла. Были развито ювелирное мастерство, ткачество (на археологических памятниках Колтово нередко находили шиферные и глиняные пряслица), гончарное и камнерезное дело.
Если в гончарном ремесле у восточных славян наступила кэтому времени унификация – керамику стали делать на гончарном круге и украшать одинаковым для всех линейным или волнистым узором (эта керамика находится во всех археологических памятниках, открытых в Каширском крае), то в ювелирном деле имелись различия. В ювелирном ремесле вятичи лишь немного уступали Киеву и изготавливали браслеты, перстни, височные кости, крестики, амулеты и т.п.
 
Наш край – центр древнерусской торговли.
Как мы помним, страна вятичей была «страной на замке». Но вдруг древнерусский летописец сообщает, что с середины IX века (859 год) наши предки начали платить дань Хазарскому каганату: «А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма (дома)». При этом Д.С. Лихачев, считает, что перевести это место в «Повести временных лет» можно как «по серебряной монете и по белке», а можно и как «по зимней (белой) белке и по белке». Тогда выходит, что наши предки платили совсем ничтожную дань хазарам. Судите сами, если позднее, по законам «Русской правды», была установлена «вира» (штраф) за нанесенную рану – 30 белок, а за синяк -15 шкурок. Не говорит ли такая дань хазарам, больше похожая на малый налог, о добровольности подчинения? Начавшим заниматься торговлей вятичам было очень удобно «дружить» с хазарами, чьи купцы контролировали в ту пору всю восточную торговлю, приносившую большой доход. А для этого можно было и войти в состав каганата на почетных условиях, получив массу льгот и привилегий в обмен на налог – малую дань. Можно говорить о том, что, платя малую дань хазарам, вятичи сохранили максимальную автономию, но при этом получили огромные преимущества для торговли с развитым арабским Востоком. 
Арабские серебряные дирхемы VIII-IX вв,
которые назывались у славян кунами.
Главной монетой в этой торговле стали серебряные арабские дирхемы (тонкая серебряная монета диаметром 2-2,5 см, покрытая с обоих сторон надписями – благочестивыми изречениями и содержащая имя правителя, место и год чеканки по летоисчислению Хиджра, ведущегося от года бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). При этом восточные купцы торговали не только с вятичами. Основной поток товаров шел транзитом через наши земли «из варяг в греки» – в Западную Европу и Византию (византийские монеты найдены в кладе у д.Хитровка). Понятно, что воинственные вятичи, кроме доходов от торговли, получали за этот окский транзит плату. Да еще плату за вооруженную охрану по проводке купеческих караванов, состоящих из плоскодонных лодок и ладей по Великому Волжскому пути. Богатство стало оседать с IX века в нашем крае, дав толчок не только развитию хозяйства, но и положив начало социальному расслоению общества вятичей. Так, при раскопках городища 2 в Колтово археологи выявили отдельно стоящую, укрепленную кольцевым валом и рвом богатую усадьбу с древнерусской гончарной керамикой. Археологи находят в слоях того периода первые замки и их части. Это яркое подтверждение того, что именно Каширская земля и наш край стали центрами интенсивной международной торговли. Об этом свидетельствуют многочисленные клады IX-X веков, найденные в нашей земле. На территории современной Москвы и Московской области зарегистрирова но всего 15 находок. Из них 6 (почти половина!) в Каширском районе. (Наш первый краевед А.И. Воронков упоминал еще один клад арабских монет, найденный в Топканово, но нет ни описаний этого клада, ни иных упоминаний. Уж не в нашем ли крае, а не в Воронеже, находился легендарный торговый город Вантит-Вятич? Может быть, верна версия некоторых историков, что столица государства вятичей город Кордно (арабы называли этот город Хордабом и описывали, как дружина вятичей собирала дань с населения) находился на территории современного Веневского района, граничащего с нашим краем? Тогда дорога в столицу вятичей могла идти по нашей земле, по рекам Осетр и Б.Смедва!
У арабского путешественника Гардизи в сочинении XI века отмечено, что русы «не продают товара иначе, как за чеканенные дирхемы». Большая масса восточных монет оседала в нашем крае, что способствовало развитию денежного обращения. Неслучайно, что уже через сто лет, в 964 году вятичи стали платить повышенную дань хазарам серебряной монетой (щеляг) и не с дома (дыма), а с сохи (рала) – с пахаря («Козаром по щелягу от рала даем»). Такая дань тоже была не слишком тяжкой для вятичей, поскольку арабские путешественники сообщали, что серебряные дирхемы у вятичей идут на изготовление украшений-монист для женщин, порою числом до тысячи.
Что продавали вятичи за арабское серебро? Известный арабский географ Ибн-Хордадбех сообщал в «Книге путей государств» (около 846 года) о дорогих мехах. «Повесть временных лет» отмечает, что из Руси шли меха, мед и «челядь» (пленные рабы). За дирхем на Руси можно было купить кунью шкурку, а беличью даже за полдирхема. По данным Ибн-Хор-дадбеха, самый дорогой раб стоил около 300 дирхемов. Хороший и устойчивый спрос был у арабов в ту пору на меха, вошедшие в моду в арабских халифатах. Соболи, куницы, белки и горностаи из края вятичей украшали плечи знатных хазар и арабов. Покупали восточные купцы и кость мамонта, которая встречается в нашем крае и поныне, а в ту пору, надо полагать, в обилии имелась по берегам рек на «кладбищах мамонтов».
У арабских купцов вятичи покупали украшения: «Самым великолепным украшением (считаются) у них (русов) зеленые бусы из той керамики, которая бывает на кораблях, – вспоминал Ибн-Фадлан, – они покупают такие бусы за дирхем и нанизывают их, как ожерелья для своих жен». 
Развивался и внутренних торговый обмен в нашем крае. Возникают первые погосты – места местной торговли и товарообмена, небольшие торжища. Вот таким был период хазарского «ига», в результате которого земля вятичей обогатилась и укрепилась и стала лакомым куском для Киевской Руси, во времена правления князя Олега покорившей все племена восточных славян, кроме вятичей.
 Обратно: Живая история    Вперёд: Курганы вятичей
 

События