Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Курганы вятичей

 

Женский наряд с семилопастными височными кольцами

Дольше других восточнославянских племен вятичи сохраняли языческие верования и исконный образ жизни. Обычаи вятичей казались киевлянам чуждыми, странными и опасными. В то время как в других частях Руси уже сложатся феодальные княжества, вятичи будут продолжать сохранять черты старого племенного обособленного быта. Так, особый женский наряд с семилопастными височными кольцами (главный этнографический признак этого племени) сохранится у них вплоть до XIV века, когда уже все племенные связи распадутся.
Когда в 988 году Святой Владимир примет христианство, то процесс перемены веры затянется в землях вятичей очень надолго. Язычество не сразу сдаст свои позиции в душах наших предков. Нестор запишет, что вятичи «живяхуть звериньским образом», противопоставляя их «мужам смысленным» полянам. Нестор ужасается, что невест себя вятичи присматривают в хороводах, а потом крадут с их согласия, вместо того, чтобы решать вопрос по воле родителей. Ужасает Нестора у вятичей и обряд трупосожжения покойников. Согласно древнему погребальному обряду, покойника сжигали на большом костре («кладе великой»), а затем останки его помещали в «судину малу», то есть в горшок, и ставили «на столпе на путях». В области религии и культуры вятичи мало чем отличались от остальных восточнославянских племён. Однако удалённость вятичей от Киева, обособленность этого племени от сородичей, отразились на религиозно-нравственной сфере жизни. Возник феномен двоеверия, выразившийся в одновременном существовании христианской веры и языческой обрядности. У вятичей он был ярко выражен. Не стоит забывать, что на культуру вятичей огромное влияние оказали племена балтов и угро-финнов. Они ассимилировались с ними, внося многие черты своего быта и своих религиозных верований в культуру вятичей. Особенно сильно это выразилось в почитании камней и деревьев.

Камень в Беспуте у д. Павловское
Внушительной величины валуны, наследие ледниковой эпохи, долгое время служили предметом поклонения и объектом совершения различных языческих и колдовских обрядов.
Немало загадочных камней обнаружено в крае вятичей в соседней Тульской области: в районах населенных пунктов Красный Холм (верховья реки Непрядвы), Белоозеро (неподалеку от шоссе Климовск – Епифань). В Тульской и Калужской областях ещё сохранились огромные камни, носящие названия животных: «Конь-камень», «Свинья-камень», «Баран-камень», а также «Баш» и «Башиха».
Наверное, в прошлом их было гораздо больше, но за тысячу лет борьбы христианства с остатками язычества практически не осталось никаких культовых следов прежних верований. Но несмотря ни на что, многие и сейчас верят, что камни способны приносить удачу.
В славянских землях было широко распространено поклонение деревьям. Несомненно, поклонялись им и вятичи. По всему пространству, некогда составлявшему владения этого племени, рассеяно много старых деревьев, которые окрестные жители даже в начале ХХ века почитали священными и чествовали разными приношениями в виде металлических подвесок, лент, тесёмок и т.д.
Святой источник у
д. Павловское
Упорная, долгая борьба церкви с языческим почитанием деревьев не прошла бесследно и, хотя не искоренила поклонение совершенно, но придала ему другую форму. С водворением в стране христианства создался целый цикл легенд о чудесном появлении на том или ином дереве, чаще всего на дубе или липе, святых икон.
Не менее интересно сохранившееся в наши дни поклонение родникам, источникам ключевой воды. У источников воды издревле наши предки искали прощения и отпущения грехов, то есть духовного и телесного освобождения от внутренней душевной тяготы и от внешних телесных повреждений, и именем «прощенника» порой до сих пор зовется всякий выздоровевший или исцеленный на святом месте.
Крест у источника во имя апостолов
Петра и Павла в с. Иваньково 
Немало на Каширской земле святых колодцев и родников: Святой Лобан-колодезь в Хворостянках; Святой колодец в овраге, что протянулся от с. Семенково до д. Елькино; Святой колодезь – родник с. Дудылово; Святые колодцы в Зубово и Каменке (Ледовский и Домнинский с/о). Особо следует отметить ручей Святой Колодезь у с. Верзилово. Согласно преданию, когда-то у его воды местные жители нашли явленную им чудотворную икону Святой Параскевы Пятницы – вот оно переплетение двоеверия, сочетание языческого и христианского у потомков вятичей. Изобилует родниками наш край.
До сих пор о языческих обрядах наших далеких предков напоминают погребальные курганы вятичей. Основная их масса появилась близ городищ вятичей в ХI-ХII вв. Они пришли на замену трупосожжению, видимо под влиянием распространения христианства в нашем крае. Группа из 9 курганов и одного отдельно стоящего курга на у Корыстово, в лесу в 500 и 600 метрах к северу от села на правом берегу Мутенки. Археологи описали девять насыпей сегментовидной формы высотой от 0,7 до 1,5 м, диаметром 8-9 м, с ровиками у основания и находящийся в 100 метрах от могильника курган овальной формы, высотой 1,5 м и размерами 15х8 м. 
(Примечание: Курган у Колтово, который некоторые каширские краеведы склонны были считать вятичским, высотой 4 метра и диаметром 16 метров, был исследован, но захоронений в нем не найдено. Вероятнее всего, это сторожевой курган XVI-XVII вв.)
Археологические памятники
р. Беспуты
Курган «Братская могила» на правом берегу ручья Хороминка, правого притока Б. Смедвы в одном километре к востоку от д. Домнинки. Высота кургана 1,3 м, диаметр 15 м.
Курган в 0,3 км к северо-западу от д. Труфаново, в районе городища вятичей Труфаново, на ручье, впадающем в р. Смедву. Насыпь кургана высотой 0,5 м, диаметр 6 м.
В горшках, оставленных для покойников, находят остатки каши, яичную скорлупу, в насыпях курганов попадаются кости животных, как правило, домашних, съеденных при тризне (пережитком языческой тризны являются в наши дни поминки по умершему и обычай оставлять пищу на кладбище). В ранних курганах находят как обгоревшие кости мужчин, так и парные захоронения.
Причем, парные захоронения объясняются тем, что нередко жены почитали кончину своих мужей собственной смертью, не считая жизнью существование во вдовстве.
Многие вятичи, принимая христианство, в душе еще долго оставались язычниками. Было немало тех, кто не хотел предавать веру своих отцов и дедов и уходил в отдаленные местах глухих окских лесов. Долго еще ходили по русским городам и селам волхвы и кудесники, призывая народ исполнять древние религиозные обряды.
Власть жестоко подавляла эти выступления, борясь с кровавыми жертвоприношениями и многоженством, стирая культурные особенности и унифицируя образ жизни и культуру бывших восточнославянских племен. Постепенно вятичи стали частью Киевского государства, а позднее, после татаромонгольского нашествия, потомкам вятичей и кривичей – жителям северо-восточных окраин Киевской Руси, суждено было стать центром возрождения русского государства и формирования великорусской нации.
 Обратно: Живая история    Вперёд: Летописные города нашего края
 

События