Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Воспоминания о селе Иваньково (до 1917 года)

История села     Фотоальбом     Форум    

 

 

 

 

 

301040, Тульская область, Ясногорский район, село Иваньково.

 

 
Информация по дореволюционной истории Иванькова предоставлена Ясногорским районным художественно-краеведческим музеем. Это материалы, переданные в музей родственниками Н.М.Ивановой, человека стоявшего у истоков создания музея Иваньковской школы. 
 

 

 

 

Из истории Иванькова и бывшего Иваньковского района.

Попытка написать историю нашей местности была предпринята Ю.В. Манеровым в 1956 году, работником Райкома КПСС. Частями его работа печаталась в районной газете «Колхозная искра».

Но она не была завершена и полностью не сохранилась. То, что мне передали, я использовала  и, бережно сохранив, вложила в эту тетрадь. Для своей работы я брала сведения из «Статистического сборника Каширского уезда 1925г.» , «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (Документы и материалы «Тульский край»), из некоторых статей современной печати и воспоминаний наших земляков, собранных учащимися Иваньковской средней школы.

Иванова Н.М.


XIX век
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отечественная война 1812 года.
Партизаны и ополченцы Каширского уезда в составе Тульского ополчения несли охрану границ губернии по правому берегу Оки от Алексина до Каширы. После победы над Наполеоном, вопреки ожиданиям и надеждам крестьян, крепостное право не отменили. Они по-прежнему зависели от произвола помещика.
/комментарий besputa.ru: При планировании похода на Россию Наполеон учитывал значение Тулы как основного центра снабжения России оружием. Известен его замысел, касающийся этого города: «Я сожгу Тулу и обезоружу Россию».
В июле 1812г. Началось вторжение наполеоновских войск в Россию. Русские войска отступили.
Властями был объявлен набор в ополчение. В Тульском ополчении было набрано до 15 тыс. человек. Для его создания было собрано около 5 млн. рублей.
За 36 дней было сформировано 7 полков: 2 конных, 4 пеших, 1 егерский. Была также конно-артиллерийская рота.
В начале сентября после Бородинской битвы и оставления Москвы угроза вторжения нависла над нашим краем. Полки ополчения вышли за Оку на защиту подступов к Туле.
Русская армия стягивала резервы для перехода в контрнаступление. Только из Тульской губернии сюда было направленно до 40 тысяч подвод с оружием и продовольствием./
 
Так, по преданию, помещик Бестужев-Рюмин, имение которого находилось в иваньковском парке (возле современного дома культуры), переселил своих крестьян, живших около парка, на противоположную сторону оврага (где фермы сейчас), крайне неудобную для жилья. Воду для хозяйства приходилось носить по крутому и высокому склону.
Первым переселился крестьянин Иван, поэтому за поселением закрепилось название Иваньково. Освободившееся место помещик занял под огороды, не разрешая никому селиться на господской стороне.
/комментарий besputa.ru: название Иваньково закрепилось за селением задолго до описываемых событий/
 
Примерно то же самое произошло с д. Тепловкой, на прежнем месте она называлась Николаевкой. Она находилась у реки Беспуты, ниже Богословского соснового  леса (где теперь кладбище). Помещица решила занять это место под огороды, крестьян переселила за бугор по берегу реки. Там она оказалась укрытой от взоров со стороны большака (дороги) и от ветров. Поэтому ей дали название Тепловка. На прежнем месте она называлась Николаевкой.
 
Особенного тепла у крестьян не было из-за отсутствия дров. Находящийся рядом лес был господский и рубить его запрещалось.
Хотя в Каширском уезде в начале XIX века уже распространилось разведение картофеля, появилась и кукуруза, жизнь крестьян оставалась тяжелой, питание скудное.
Вот свидетельство одного помещика Тульской губернии: «В голодные зимы положение крестьянина и его семьи ужасно. Он ест всякую гадость. Желуди, древесная кора, болотная трава, солома – все идет в пищу. Соли купить не на что».
 
Из воспоминаний старожилов с. Иваньково, записанных учащимися иваньковской средней школы.
 
Пионерская организация школы под руководством пионервожатой Лидии Сергеевны Захаровой и организатора внеклассной работы Ивановой Нины Михайловны вели поисковую работу в 1967-1975 годах.
Главные темы заданий отрядам:
1. Годы Великой Отечественной войны, участники войны и труженики тыла (в результате были установлены памятники погибшим в сквере у братской могилы и у школы).
2. Прошлое и настоящее села Иваньково и бывшего Иваньковского района.
По просьбе ребят особенно интересные были рассказы Шаловой Анны Ивановны, которая сама опросила старых жителей (многих) и записала это для школьников. Кремлева Мария Ивановна вспомнила даже рассказы своего дедушки из жизни при крепостном праве.
Киселева Александра Степановна много рассказывала о жизни в колхозах до войны, особенно о самоотверженной работе в годы войны.
Все эти воспоминания, и еще многих других жителей и составляют картину прошлых лет:
 
Кремлева Мария Ивановна родилась в 1898 году и помнит рассказы своего дедушки, бывшего крепостного крестьянина. Три дня в неделю все трудоспособные должны были ходить на барщину, выполняли все работы в барском (помещичьем) хозяйстве: в поле, в саду, в огороде, в доме. Остальные дни у себя. По воле помещика они имели личное хозяйство: дом, землю, которой всегда не было достаточно, чтобы прокормить семью, приходилось просить у барина и расплачиваться дополнительной работой. Крепостные были в полной зависимости у помещика. Женились не по любви. Невест назначал барин. Он же вершил суд и расправу. Дедушка Марии Ивановны вспоминает, что за непослушание или невыполненную работу пороли плетьми или привязывали к ногам деревянные колодки, которые при ходьбе били по ногам.
 
В последние годы перед реформой 1861 года Иваньково было оброчным селом. Помещик отменил барщину и назначил каждому крепостному оброк – определенную плату. Крестьянин в год должен был уплатить оброк, а как и где он его заработает - это его воля, или на земле со своего хозяйства, или на заработках в ближайшем городе. За неуплату оброка тоже наказывали – или отбирали что-то из хозяйства (корову, лошадь и т.п.).
 
После реформы 1861 г. крестьяне стали свободными. Их уже нельзя было купить или продать, но главное земли дали мало и за большой выкуп, который выплачивали многие годы (до 1900 года).
Свою землю помещики обрабатывали наемными рабочими или отдавали тем же крестьянам исполу, то есть с половины. Крестьянин берет землю, обрабатывает ее: пашет, сеет, убирает урожай и половину урожая отдает помещику в уплату за землю.
Все делалось под присмотром приказчиков. Мужчины косили рожь и пшеницу, женщины и подростки вязали в снопы, а иногда и сами жали серпами. Снопы складывали в копны, каждая копна – 60 снопов. После этого приказчик осматривает копны и сам назначает, какие из них отвезти барину, а какие оставить себе. Барские копны еще надо обмолотить и ссыпать зерно в амбар. После этого они могли заниматься своими делами.
Свои копны свозили к дому или в риги (сараи). Мужчины пашут и сеют озимые хлеба, а женщины и подростки молотят хлеб цепами. Цеп – это шест, на конце которого с помощью ремня крепится обрубок вроде круглого полена. Шест берут в руки и поленом ударяют по колосьям, выбивая из них зерна. После такой обработки солому сгребали, а оставшуюся на земле смесь зерна и мякины (мелкие кусочки соломы и чешуйки, в которых росло зерно) на ветру просеивали. Ветер относил в сторону мелкие частицы мякины, а тяжелое зерно падало на землю и его, уже чистое, ссыпали в мешки. Такая работа продолжалась до зимы.
 
В конце XIX и в начале ХХ века стали появляться  у богатых людей машины: молотилки (конные), веялки, сеялки. Их за деньги давали и крестьянам на несколько дней.
Кто мог заплатить, тот искал себе работу. Вместо цепей придумали катки – обтесанные камни, которые лошади волокли по снопам и обмолачивали зерно, а если лошадь нужна на других работах (пахота, сев), то приходилось браться за цеп.
Конечно, и после реформы крестьяне привлекались на многие работы: сообща убирали луга, строили дороги, рытвины засыпали хворостом и землей, прочищали балки, чинили дороги. Иваньковцы ездили на лошадях строить плотину для юрцовской мельницы. Сообща выкашивали сено на лугах. Мужчины косили, женщины и подростки сушили сено и складывали в копны, а потом по жребию делили – кому какая достанется копна.
Много было работы в личных хозяйствах. Кроме обычных работ – уход за скотом, заготовки на зиму, соленья, варенья, дрова и т.д., женщины с осени вымачивали в речке Рядовоще лен и коноплю, потом мяли, трепали, очищали, чтобы получить волокно, а зимними вечерами пряли нити и ткали холст – основную материю для одежды. К работе привлекались все члены семьи. Мария Ивановна вспоминает, что уже в 12 лет ей приходилось ходить за плугом.
 
Аренда
 
Мария Ивановна Кремлева вспоминает. К концу XIX века, с развитием товарно-денежных отношений, помещики поняли, что им выгоднее получать с крестьян не половину урожая за землю, а чистые деньги, И, чтобы избавить себя от лишних хлопот, стали отдавать землю в аренду.
Иваньковский помещик Золотарев тоже заявил крестьянам: «Нет больше испольной земли, отдаю в аренду, за деньги». Для крестьян это тоже было нелегко. Арендную плату надо платить независимо от урожая. После смерти помещика имением управляла Мария Ивановна Кочетова (гражданская жена его), наследники отказались, т.к. имение не приносило дохода. Мария Ивановна только и сумела перевезти из Башино барский дом и из него в Иванькове построить школу и квартиру учителя.
Во второй половине XIX века Иваньково принадлежало помещику Золотареву, генералу в отставке. Барский дом находился на площадке рядом с нынешним Домом культуры. Дом был окружен клумбами цветов и редкими деревьями: лиственницами, которые сохранились до сих пор, каштанами, тополями. На южной стороне от дома, на месте аптеки и бывших библиотек, был плодовый сад. А с северной стороны насажен парк с липовыми и березовыми аллеями. Около пруда, где сейчас жилые дома, находился скотный двор. Пруд также принадлежал помещику. За всем этим ухаживали крестьяне, сначала крепостные, а потом наемные или те, которые отрабатывали свои долги (за хлеб, за лес и дрова). С любой нуждою шли к помещику, а потом отрабатывали.
 
Крестьянская семья после отмены крепостного права
 
Крестьяне стали свободны. Их судьба уже не зависела от помещика. Но земли дали мало, а надо было кормить семью и вносить ежегодную плату. Ведь землю дали не даром, взносы за нее продолжались выплачиваться до 1900 года (в некоторых местах до 1908 г.) Поэтому мужчины уходили на заработки в Москву и ближайшие города. Отпускали их иногда на большие работы: сев, сенокос, уборка урожая. 
Детей, которым исполнилось 11–12 лет, тоже отправляли «на сторону» «в мальчики», то есть в прислуги в мастерские, девочек «в няньки». Основная часть хозработ ложилась на плечи женщин, стариков и детей, Семьи были большие по 6–10 человек. Женщины выполняли непосильный труд: работали в поле, в огороде, ухаживали за скотом, обрабатывали лен, пряли ткани, кормили семью.
 
Крестьянское хозяйство до 1900 года
 
Главные орудия труда: соха, деревянная борона, лукошко, из которого руками разбрасывали зерна при севе. Трехпольный севооборот: яровое поле, озимое поле, пар. Потом появился плуг: сначала однолемешный, затем двухлемешный. Богатые стали приобретать машины: конные молотилки, жатки, косилки. Эти машины приносили хозяевам дополнительный доход. Крестьяне сообща пользовались ими за установленную плату.
Приусадебные участки были небольшие: огород, риги (сараи), в которые свозили снопы хлеба, помещения и клетушки для скота и птицы. Сеяли крестьяне рожь, пшеницу, овес, гречиху, горох, лен, коноплю. Земля измерялась десятинами (около га), полнивами – ½ га, осьминниками – 1/8 га (небольшие полоски).
 
Зимние работы
 
На мельнице мололи зерно, били масло из льняного и конопляного семени. Здесь же была крупорушка, где очищали гречиху, превращая в крупу. Женщины с осени вымачивали стебли льна и конопли в специальных запрудах на реке Рядовоще, потом сушили и готовили из них волокно, пряжу и ткали полотно.
 
Власть в Иванькове
 
Всегда был староста, который собирал оброк, а после отмены крепостного права - разные налоги. На месте бывшего молокозавода находилась «управа» - волостное управление. В Иваньковскую волость входило 10 деревень. Волость входила в Каширский уезд Московской области.
 
Почтовая связь
 
Почту привозили два раза в неделю гужевым транспортом (конным). Почтальонов не было. Газету выписывали только богач Прокуратов и урядник (вроде полицейского надзирателя). Газета шла и в управу, где был писарь.
 
Известные люди
 
Огородник Шевков имел большой участок земли – 10-15 га. Он выращивал овощи: капусту, огурцы и другие. Продавал их крестьянам и возил в города. Обрабатывали огород поденщицы. Многие девочки летом ходили на «поденку». Пололи, поливали, убирали. Платил он за день работы по 10-15 копеек. По тем временам это был хороший приработок семье. Рабочих не хватало и поденщицы приезжали к нему из Рязанской области.
Первым богачем в Иванькове был Прокуратов Владимир. Он имел лавку, в которой продавались продукты и товары первой необходимости (чай, сахар, спички, керосин и т.д.). У него было три дома. Один сдавал под почту, другой почтовому агенту, в третьем жил сам. У него были и сельхозмашины: 2 плуга, молотилка, жатка, косилка. Он давал их крестьянам напрокат за деньги.
Была еще «чайная», в которой кроме чая и закусок продавалась водка. Хозяином ее был Бирюков.
 
Церковь
 
До 1913 года церковь была на кладбище, но колокол почему-то был в середине села. В 1913 году земство построило ныне стоящую церковь. Принимали участие в строительстве помещик Золотарев и священник Борисоглебский. Крестьяне привлекались ко всем работам: возили кирпич и другие материалы. Привозили дрова для отопления во время богослужения. Звонить в колокола разрешалось всем. Молодежь и дети делали это с радостью.
/комментарий besputa.ru: В Иваньково, было две церкви. Подробности можно посмотреть здесь. /
 
Ярмарка
 
29 июля, в Петров день, в Иванькове бывала ярмарка. На площадь у церкви, где сейчас магазины и сквер, съезжались с округи и ближних городов много торговцев. Разбивали палатки, в них продавали ситец, платки, обувь и много других необходимых людям товаров. Продавали детские игрушки, а также разные сладости, семечки, орехи, изюм, оладьи, пряники. Выводили скот на продажу (коров, овец). Был и конный рынок за парком, где теперь больничный поселок. Для иваньковцев дни ярмарки были большим праздником. Парни и девушки водили хороводы.
 
Школа
 
До 1879 года в Иванькове школы не было. Отставной солдат Нестор Максимович обучал письму и чтению за деньги. Ходили к нему  8-10 мальчиков. Помещик Золотарев, генерал-майор в отставке, открыл школу в своей конторе в 1879 г. Он привез молодую учительницу Марию Ивановну Кочетову. Некоторые старожилы утверждают что он нашел ее еще девочкой,  нищенствующей в Кашире, отдал учиться. А по окончании учебы организовал школу и ее назначил учительницей. Впоследствии она стала его неофициальной женой и даже управляла его имением в Иванькове и в Башине. Она перевезла из Башина в Иваньково барский дом и построила его как школу. В ней было два больших, светлых класса и квартира учителя. После революции Мария Ивановна отдала его государству. И хотя в 1913 году земство построило новое здание школы (оно не сохранилось), в доме Марии Ивановны продолжались занятия.
Учеников в школе было до 70 человек. В основном это были мальчики. Девочки были нужны дома (няньки) и вообще крестьяне считали, что девочкам грамота не нужна. 
Порядки в школе были по тем временам обычные. Непослушных учеников М.И. драла за уши и била линейкой. В праздничные дни водила учеников в церковь (мальчики в красных рубашках), следила даже за поведением вне школы, учила почтительности к старшим. В дальнейшем она стала очень уважаемым человеком. С нею советовались, например, во время выборов за кого голосовать. Похоронили ее в центре села у церкви, как самого почетного жителя в 1923 году.
Эти сведения по истории школы были записаны из воспоминаний бывших учеников еще в 50-е годы учительницей Софьей Ивановной Быченковой.
 
Кое-что из условий быта
 
Освещение при помощи лучины. Изготовляли специальный светец-подставку, в которую вставляли высушенную лучину и поджигали. Догорала одна лучина, вставляли другую, и так весь вечер. Внизу под горящей лучиной ставили посудину с водой, чтобы в нее попадали искры и горящие угольки. При таком освещении работали долгими зимними вечерами: пряли, ткали, чинили одежду и обувь и выполняли многие домашние дела. В богатых домах жгли свечи, но беднякам покупать их было не под силу. Первая керосиновая лампа появилась в 1903 году в д. Сидоровское, в семье Гудковых. Но и там с лампой только поужинали, а потом снова зажгли лучину, т.к. керосин стоил фунт (400 грамм) одну копейку, по тем временам дорого. С лучиной жили и работали вплоть до 1917 года. После революции керосин выдавали людям, и лампы заменили лучину.
 
Водоснабжение
 
Воду брали из родников и носили в ведрах на коромыслах. Родники были у бывш. молокозавода в другом овраге (здесь овраги называют вершинками). Вода была нужна и для приготовления пищи, и для стирки, и для животных. Носили воду женщины. Потом были сделаны 3 колодца, но все равно это не принесло облегчения. Мария Яковлевна Игнатьева рассказывала, что еще перед войной 1941-45 г. ей приходилось на своих плечах носить коромысло с ведрами от родника у молокозавода в больничный поселок, где жила ее семья.
Сведения об освещении лучиной из поисковой работы учащихся 7 класса. Классный руководитель Кузнецова Вера Кузьминична.
О водоснабжении из поисковой работы 8 класса. Классный руководитель Игнатьева Мария Яковлевна.
 
Дороги, транспорт
 
Большак, так называлась дорога из Каширы на Пахомово и дальше, связывал Иваньково с центром. Но никакого транспорта не было. Ходили пешком во все времена. Варвара Ивановна Алексеева уже после войны ходила пешком в Ступино, где в больнице лежал ее ребенок. А Екатерина Ивановна Мосолова после войны училась на курсах в Туле и на выходные дни ходила пешком от Пахомова до дома.
Богатые, до Октября, ездили на лошадях в карете, на дрожках, но простые крестьяне не могли отрывать лошадей от хозяйственных работ.
В начале 60-х годов XX в. до Каширы стала ходить грузовая машина со скамейками, а потом маленький автобус – «коробочка».
Из поисковой работы 9 класса. Классный руководитель Милова Майя Сергеевна.
 
После 1900-го года
 
Мало что изменилось в жизни иваньковцев в начале нового века. Как и раньше, надо платить налоги и разные сборы. Также бедствовали в неурожайные голодные годы.
Вспоминает Сергеев Филипп Степанович: «Я родился еще в прошлом веке и хорошо помню какой была деревня. Почти в каждой была церковь, помещик, кабак и лавка, где продавались керосин, деготь, спички, соль, мука, крупа и другие товары. И лавочник, и кабатчик устанавливали свои цены, обирая крестьян. Лучшая земля, лес принадлежали помещику. Он разрешал пасти скот в лесу и брать из него дрова. Но за это крестьяне должны были отрабатывать на его полях или в хозяйстве». (Записано учащимися иваньковской школы).
 
В 1913 году построена была земская школа (здание не сохранилось). Увеличилось число учащихся. Было уже две учительницы: Кочетова Мария Ивановна и Борисоглебская Ольга Николаевна, дочь священника. В школе учились в основном мальчики. Девочек было мало, они нужны были дома, как няньки, как помощницы.
Булатова Вера Денисовна родилась в 1903 г. В семье было 4 сестры и 5 братьев, Отец работал кузнецом, мать – дома, по хозяйству. Жить было трудно, поэтому братьев с 12 лет отправляли в Москву, в ученики на заводы. Работы дома и по хозяйству было много и даже детские руки были необходимы. Мать Веры Денисовны долго не отпускала ее в школу, да и потом, когда она училась, часто оставляла ее дома. Вспоминает она и ярмарку, как важное событие. Дети и подростки собирали траву и продавали ее на корм тем, кто пригонял скот на продажу. На вырученные деньги (небольшие) покупали лакомства: оладьи, блинчики, ситро. 
Вспоминает Наумова Клавдия Прокофьевна: «Родителей не знаю, воспитывалась в детском доме (родилась в 1903 г.). Когда мне исполнилось девять лет, меня взяла к себе женщина, у которой были маленькие дети, и я у нее работала, нянчилась с детьми. В школе учиться не пришлось. И другой работы было много. Хозяйка учила меня читать и писать, а потом я уж и сама кое-чему научилась. Потом хозяйка уехала в город. Я осталась в ее доме (в дер. Сенцово). Мне было 15 лет. Было очень трудно, в неурожаи даже картошки не было. Приходилось ходить побираться. Да и потом, после революции, когда вышла замуж, жилось очень трудно. Уходила на работу, пасла коров, овец. Детей приходилось запирать дома одних. Всегда боялась, что с ними что-нибудь случится».
Петрова Мария Васильевна, родилась в 1908 году: «Главную роль в жизни Иванькова играла церковь. Посещали ее все: и стар, и млад. В школу ходили дети с 10-11 лет. Но и там главным преподавателем был поп».
Быченкова Софья Ивановна, родилась в 1906 г. Она училась в школе еще до 1917 года. Помнит двух учительниц: Марию Ивановну Кочетову и Ольгу Николаевну Борисоглебскую. Особенно тепло вспоминает Марию Ивановну Кочетову, которая даже священнику, поставившему девочку на колени, сделала замечание: «Это же девочка, зачем ее так унижать».
Софья Ивановна также помнит постоянно тяжелый труд взрослых и детей. Развлечений никаких не было. Только и отдыхали когда ходили в церковь. В праздничные дни молодежь и подростки любили звонить в колокол, это разрешалось. В центре села на площади, недалеко от церкви, стоял памятник царю-освободителю. Он был весь позолочен и блестел на солнце. На пьедестале, у ног царя постоянно играли и возились маленькие дети.
Она тоже вспоминает ярмарку, как самое значимое и веселое время в жизни иваньковцев. Обилие всевозможных товаров, карусель, игрушки и лакомства, масса оживленных людей – все это запоминалось на весь год и с нетерпением ожидался этот день в следующем году.
 
Аптека
 
До 1917 года в иваньковской зоне был один медицинский пункт – аптека. Находилась она там, где при въезде в Башино растут серебристые тополя. Основана она примерно в 1896-1900 годы. Аптека была расположена в двух домах: в одном доме была приемная и аптека, в другом – жили фельдшер Иван Васильевич и акушерка Варвара Васильевна. Фамилии их никто не помнит. Они принимали больных и сами составляли лекарства. Лекарства хранили в погребе. С 1913 года стали работать фельдшер Лучков Алексей Иванович, его жена, Агриппина Васильевна была акушеркой. Они работали до 1933 года. Воспоминания Косовой Евдокии Яковлевны и Исакова Михаила Петровича записаны учеником 5 кл. Косовым Вовой.
 
Во время Первой мировой войны
 
Вспоминает Кремлева Мария Ивановна: «Когда началась война 1914 года, всех мужчин забрали в армию. Дома остались женщины, старики и дети. Трудно было управляться с хозяйством, но надо. Поэтому дети и подростки рано становились взрослыми и выполняли всю тяжелую работу: и пахали, и сеяли, и убирали. В деревни привозили пленных солдат. Они работали и питались в семьях. Запомнился пленный – врач. Он лечил людей. Это был очень хороший врач. Он всем помогал и его очень уважали». 
Этот пленный врач, наверное, остался в наших местах. О пленном враче вспоминает Малахова Антонина Петровна: «В начале 30-х годов (уже в советское время) она, тогда ученица 5 класса, тяжело заболела воспалением легких. Ее лечил в Климовском пленный врач по фамилии Фоки. Он тогда уже построил небольшую больничку-стационар, где выхаживал тяжелых больных. К нему обращались со всех окрестных сел. Его не просто уважали, а  видели в нем своего спасителя».
Мария Ивановна Кремлева продолжает: «В феврале, на масленой неделе, в среду, мы узнали, что царя свергли и теперь главное у нас Временное правительство. А потом установилась советская власть и нам сказали: «Теперь будем жить по-новому». И действительно, жизнь стала налаживаться».
 

 


События