Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Проект подготовленный учащимися Фёдоровской общеобразовательной школы к 165 лет Г.Н.Федотовой

 

…Я шёл по скату вдоль Оки, 
по перелескам, берегом нагорным,
Любуясь сталью вьющейся реки
И горизонтом низким и просторным.
И.А.Бунин
 
В километре от реки Оки между Серпуховым и Каширой стоит деревня Фёдоровка Ясногорского района Тульской области. Здесь находится усадьба начала XIX столетия, принадлежащая до революции ведущей актрисе Малого театра (впоследствии – народная артистка Республики и Герой Труда) Гликерии Николаевне Федотовой.
Этот господский дом является памятником архитектуры Тульской области. Именно в этом замечательном месте расположена наша школа.
Готовясь к юбилею (165 лет со дня рождения Г.Н.Федотовой в мае 2011г), мы в 2009 году  поставили перед собой цель:
1. Более полно и тщательно изучить жизнь и творчество Г.Н.Федотовой.
В связи с этим, мы решили:
1. Изучить материалы периодической печати, посвященные деятельности великой актрисы.
2. Встретиться с родственниками старожилов деревни Фёдоровка, чтобы собрать сведения о днях пребывания Г.Н.Федотовой в усадьбе.
3. Пополнить музей экспонатами, связанными с домом Федотовой.
4. Наладить связи с Малым театром, в котором блистала прима Гликерия Николаевна Федотова.
5. Организовать поездку в Малый театр на спектакль по произведениям А.Н.Островского (так как именно в его пьесах наиболее ярко раскрылся высокий артистизм и многогранный талант Гликерии Николаевны).
6. Посетить  Ваганьковское кладбище и возложить цветы на могилу Г.Н.Федотовой.
 
Когда Федотова играла
Нет, не играла, а жила!
Толпа в восторге замирала,
Заворожённая внимала
И наглядеться не могла!
Пред ней была искусства жрица,
Сердца невольно покорив.
Что день – то новая страница
И новый творческий порыв.
 
                         Б.Е. Стеблин-Каминский
 

Г.Н.Федотова в роли Чебоксаровой "Бешеные деньги" А.Островского 1893

 

В 2011 году исполнилось  165 лет со дня рождения одной из ведущих актрис Малого театра второй половины XIX века Гликерии Николаевны Федотовой. В течение 35 лет, играя Катерину в «Грозе», эта актриса постоянно совершенствовала роль, добиваясь филигранной отделки и благородной простоты исполнения. Неслучайно о Федотовой писали не только как об артистке, наделенной мощным сценическим темпераментом, удивительной интуицией и поразительной искренностью, но и как о человеке, сочетающем свой природный талант с огромным трудолюбием. Никогда не полагаясь на «нутро», она уделяла огромное внимание сценической технике: мимике, голосу, жесту. Того же актриса требовала и от партнеров. Федотова фактически была режиссером всех постановок, в которых участвовала. И вполне закономерно, что Станиславский, считавший Гликерию Николаевну своей наставницей, пригласил ее преподавать не только актерское мастерство, но и режиссуру в организованное им Общество искусства и литературы. Сама же актриса всю жизнь помнила уроки Щепкина, благословившего ее и предсказавшего большое будущее, когда ей не было еще и шестнадцати. А главному его завету — работать всю жизнь — она неизменно следовала до последних дней пребывания на сцене.
Ее воспоминания о детстве были скупы и отрывочны. Родилась в Орле в 1846 году. Родители умерли, и до шести лет девочка росла в маленьком, чистеньком доме дедушки, стоящем на берегу Оки, которую она очень любила. Ей нравилось наблюдать из своего окна за тем, как река летом мирно текла или широко разливалась и как зимой ее сковывал лед. Дедушка, служивший чиновником одного из присутственных мест, возвращаясь  домой, нередко приносил ей гостинцы. И все же девочка чувствовала свое сиротство. Бывало ей, словно в  тумане, являлся черноволосый человек в военной одежде -именно таким, по рассказам домочадцев, она представляла своего отца, не вернувшегося с Крымской войны.
Жизнь Гликерии переменилась самым неожиданным образом после того, как в их доме вместе с мужем поселилась необыкновенно красивая, великолепно одетая дама с удивительно прекрасными глазами. Она позволяла девочке играть золотыми монетами и казалась ей сказочной феей. Однажды Гликерия услышала, как дедушка сказал, обращаясь к этой роскошной даме: «Она сиротка, что из ее может здесь выйти!» А потом вдруг спросил у внучки: «Хочешь ехать в Москву?» — на что она, конечно, ответила утвердительно, хотя и представить тогда не могла, что в ее жизни наступил один из тех поворотных моментов, которые определяют всю дальнейшую судьбу. Богатая красавица, казавшаяся существом из другого мира, вдруг проявила к сироте такое неожиданное внимание и заботу, которых девочка была лишена.
Появление прекрасной дамы в жизни шестилетней Гликерии было таким же неожиданным, как и ее исчезновение. Передав девочку на попечение своей дальней родственнице, незнакомка больше не появлялась. Однако, так или иначе, а отныне местом обитания Гликерии стал уютный московский домик с садом, где росло множество маргариток, которые навсегда остались любимыми цветами актрисы. Девочку поручили няне Мавре Петровне, впоследствии до конца жизни не покидавшей свою воспитанницу. Гликерия рано научилась читать, а через год ее отдали в немецкий пансион на Чистых прудах. У нее появились многочисленные друзья, а самой любимой подругой была Женни Реймер. И когда через два года ее забрали из пансиона и отдали в Театральное училище, Гликерия так затосковала, что даже слегла. Она стала настойчиво просить о том, чтобы ее перевели туда же, куда и Женни.
Так, в августе 1856 года десятилетняя Гликерия, носившая  фамилию удочерившей ее помещицы Позняковой, оказалась в балетном классе Театрального училища. После тихого пансиона все ей здесь казалось непривычно суетным и шумным. Занятия продолжались до 12 часов, затем изучались научные дисциплины, а после пяти вечера всех занятых в спектаклях воспитанниц увозили в театр, где они выступали в детских ролях, изображали эльфов, пажей и крестьянок.
С первых же дней занятий будущая актриса почувствовала, что наконец-то вышла на свою настоящую дорогу. Она вдруг ощутила себя взрослой, ей захотелось как можно больше знать и уметь. С особой жадностью Гликерия набросилась на книги, которые доставала везде, где только могла. Взахлеб читала Диккенса, Дюма, Тургенева... Вскоре она стала появляться в маленьких ролях на сцене Малого театра, получив возможность наслаждаться игрой знаменитых артистов и слушать их замечания и наставления. Едва ли не впервые выйдя на сцену в настоящей роли, Гликерия оказалась рядом с Михаилом Семеновичем Щепкиным в пьесе «Матрос» Т.Соважа и Ж.Делюрье. С тех пор и в других спектаклях великий артист следил за ее работой и бывало мучил свою ученицу, которая от страха репетировала порой в полуобморочном состоянии.
Другим ее учителем был Иван Васильевич Самарин, который окончательно поверил — в то, что из Гликерии может выйти настоящая драматическая артистка после того, как она поразила его своим эмоциональным чутьем и необыкновенной впечатлительностью во время работы над образом пушкинской Татьяны. А вскоре он доверил своей ученице роль Верочки в пьесе П.Боборыкина «Ребенок», где сам выступал в качестве бенефицианта. Гликерия не подвела, ее неоднократно вызывали на поклоны, о ее дебюте писали как об одном из блистательнейших. Однако Щепкин быстро охладил ее возможные восторги и иллюзии: «Бог дал тебе способности, но ты еще ничего не умеешь, — заявил он. — Не обращай внимания на этот успех, — все радуются на игру девочки, но если не пойдешь дальше, то этот успех скоро кончится. Данный тебе божий дар налагает на тебя большую ответственность. Пойми это и работай всю жизнь!»
Театральное руководство было менее строгим к юному дарованию и хотело принять Гликерию на службу сразу после дебюта в январе 1862 года, однако это оказалось невозможным, поскольку молодой актрисе не исполнилось еще шестнадцати лет. Таким образом, официального зачисления в труппу Малого пришлось ждать еще пять месяцев. Однако они оказались для Гликерии столь насыщенными и бурными, что пролетели незаметно. Она продолжала выступать в спектаклях Малого и Большого театров. Щепкин, полностью взявший актрису под свое покровительство, не без гордости знакомил подающую большие надежды ученицу со своими знаменитыми друзьями.          Вскоре после дебюта ей назначили жалованье, и она почувствовала себя настоящей артисткой, хотя еще продолжала учебу. И несмотря на то, что первые полученные Гликерией деньги у нее украли вместе с кошельком, она гордилась и радовалась своему новому положению. Лето же и вовсе стало для молодой актрисы сплошным праздником. Она провела его в доме Щепкиных среди гостеприимных домочадцев и многочисленных гостей. На знаменитых обедах Щепкина собирались известные люди и талантливая молодежь. Серьезные разговоры об искусстве легко сочетались с веселыми играми юных воспитанников, резво бегавших в горелки и игравших в фанты. Гликерия просто купалась в атмосфере тепла и ласки, простоты и уюта, которые царили в щепкинском доме.
Еще весной во время одной из репетиций она заметила в театре белокурого молодого человека, которого раньше не видела. Он обратил на себя внимание прежде всего тем, что совершенно не был похож на актера, не заботился о своей внешности и выглядел несколько мешковатым и неуклюжим. Прической, манерами и костюмом кудрявый блондин больше напоминал студента. Он действительно не так давно оставил университет после студенческих волнений и собирался дебютировать в Малом. Возможно, одной из причин такого решения стало впечатление, которое произвела на него в «Ребёнке» воспитанница Позднякова.
Потрясенный незнакомец поспешил попросить у классной дамы разрешения представиться молодой актрисе. Так Гликерия впервые услышала его имя —Александр Филиппович Федотов. Они нередко виделись за кулисами, а летом Федотов стал приезжать в дом Щепкина прежде всего потому, что там была Гликерия.
С началом сезона у молодой актрисы появилось много новых ролей. Было счастье пребывания на сцене, успех у публики и похвалы даже таких высокопоставленных особ, как император Александр II. В ту зиму он со своим двором подолгу жил в Москве и нередко посещал театральные спектакли вместе с императрицей Марией Александровной, которая также благосклонно оценила игру молодой актрисы. Гликерия была приглашена в императорскую ложу, а после спектакля получила первый царский подарок — брошь с бирюзой. Успех закономерно увеличивал и количество ролей.
Актриса блистательно играла не только драматические, но и комедийные роли. Ею создано более 300 образов: Катерина в «Грозе», Лидия в «Бешенных деньгах», Кручинина и Отрадина в пьесе «Без вины виноватые» А.Н.Островского и другие. Высокий артистизм, образованность, глубокий многосторонний ум, тонкий психологизм помогали Федотовой передать на сцене все нюансы человеческих чувств от тончайших душевных переживаний до высокого накала трагических страстей.
 
Фотогалерея Малого театра - Гликерия Николаевна Федотова (1846 - 1925)

Гликерия Николаевна Федотова 

Гликерия Николаевна Федотова 1895 

Катерина "Гроза" А.Островского 

Лиза "В осадном положении" Александрова

Королева Иоанна "Сумасшествие от любви" Мануэля де Гамайо 1874-75 

Снегурочка "Снегурочка" А.Островского 1873

Василиса Мелентьева из 5 д. пьесы А.Островского 1894 

Медея "Медея" В.Буренина и А.Суворина 1883 

Княгиня "Чародейка" И.Шпажинского 1884 

Мурзавецкая "Волки и овцы" А.Островского 1892-93 

Царица Марфа "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" А.Островского 1892

Мурзавецкая "Волки и овцы" А.Островского 1892-93 

 

Но не заметно подкрадывалась болезнь. Почти лишенная возможности двигаться самостоятельно, больная женщина с 1905 по 1909 год безвыездно проживала в своей усадьбе в Фёдоровке.
«…Гликерия Николаевна очень любила своё имение Фёдоровку,- вспоминала её близкая знакомая Е.И. Большакова,- занималась плодовым садом. Она там была в дружбе с ребятами; поставила раз на лужайке спектакль».
В 1912 году вся театральная Москва отмечала 50-летие её сценической деятельности. В юбилейной статье известный писатель А.Ф.Писемский писал: «Это вот какая актриса! Помяните меня: сойдёт она со сцены, и другой Федотовой не будет. Я объездил всю Европу, только что переглядел все театры и видел тамошние знаменитости. Ни в Берлине, ни в Париже, нигде во всей Европе теперь такой другой актрисы, как она у нас – не найдёшь». Но актриса Федотова больше не смогла вернуться на сцену.

 

…Вёрст восемнадцать от Каширы,
В версте от пристани Оки,
На берегу её высоком,
Покрытым чащею лесной
Лежит в молчании глубоком
Одно именье- рай земной!

Двухэтажный дом  с мезонином на обе стороны ( это уже третий этаж) был построен по заказу Евдокии Андреевны Муравьёвой, жены Павловского генерала, в самом начале 19 века. Жила она здесь на склоне лет и совершенно одна: четыре её сына были офицерами, служили по разным полкам, бывали  в походах и не часто приезжали в усадьбу матери. Небольшого дома ей вполне хватало, поэтому Муравьёва решила продать усадьбу.

В 1879 году, уже будучи премьершей императорского Малого театра, кумиром театральной публики, известная всей России Гликерия Николаевна Федотова приобрела эту небольшую усадьбу с величественным домом, чудесным парком и зеркальным прудом.
 
Старинная русская усадьба со стороны деревни отгорожена оградой из камня. 
 

 

По бокам въездных ворот две колонны, или скорее стелы или обелиски, четырёхгранные и сужающиеся к верху. На вершине на них  по белому камню, а в середине – по овальному медальону.

И, красотой чаруя очи,
Над сладко-дремлющим прудом,
Белей весенней Невской ночи,
Стоит роскошный барский дом…

 
Дорожка желтая от дома
К пруду сбегает по холму,
Коль в летний день возьмёт истома,
Спуститься стоит лишь к нему!
Его серебряные воды
Тебя мгновенно освежат.
Ты поплывешь, и небосводы
В волнах лазурных задрожат.
 
Здесь воздух чистый и здоровый,
Здесь живописные места:
И лес, и парк, и сад фруктовый
Одна сплошная красота!
 
От крыльца дома Федотовой нынче еловая аллея ведёт к проходу  между когда-то существовавшими одноэтажными кирпичными помещениями.
 

 

При входе в особняк парадная лестница c колоннами по сторонам и с перилами на точеных балясинах из вестибюля первого этажа уводила сразу наверх.

Поднявшись по лестнице, мы попадаем в парадный зал, где происходили балы, званые обеды и другие торжества.

 
Высокие окна зала выходили в сторону пруда, наполняя помещение светом и воздухом. 
 
Плитка  изготавливалась в 19 веке в керамической мастерской Сытина в городе Борисоглебске.

 

В этот хлебосольный дом вместе с Федотовой съезжались многочисленные гости: актёры, литераторы, ученики актрисы, все дорогие ей люди.

 

В феврале 1909 года скончался единственный сын Федотовой, унаследовавший талант матери  с успехом игравший на сцене Малого театра.

Оправиться от этого удара Гликерия Николаевна так до конца и не смогла.

Но уединенность, тихая красота окружающей природы, поэзия старой усадьбы, как могли, врачевали измученную душу талантливой актрисы. Когда же душевное одиночество и физическая немощь стали невыносимыми, актриса решила продать дачу и переехать в Москву.
В начале 1917 года в «Торгово-промышленном листке № 691» появилось несколько необычное объявление о продаже: «Великая артистка Гликерия Николаевна Федотова поручила нам на продажу ея небольшое имение на бер. р. Оки.»
 

 

Тогда это имение приобрела некая Никитина, но в усадьбе не жила. А после революции 1917г здание передали под местную больницу, которая находилась там до 1979г.
С 1979 года и по настоящее время в здании особняка расположена Фёдоровская школа.

Сегодня в комнатах особняка расположены классные кабинеты школы

На третьем этаже, в мезонине, где ранее находились комнаты Г.Н.Федотовой, сейчас расположен школьный музей дворянского и крестьянского быта, экспозиция, посвященная Г.Н.Федотовой, истории школы и выставка писателя и ученого А.А.Кузнецова.

 

 

Некоторые экспонаты представляют большой интерес: открытки с автографами Федотовой, адресованные родственникам, вырезки с рецензиями на её роли, множество фотографий.

При встрече с московичкой Еленой Кронидовной, родственницей старожилов д.Фёдоровка, мы услышали такой  рассказ: «Моя бабушка, Нестерова Екатерина Александровна, уроженка этой деревни, в 9-тилетнем возрасте, в 1901г, попала в это имение прислуживать по дому, стала воспитанницей Федотовой и её любимицей. Своими воспоминаниями об этом времени и об образе жизни великой актрисы моя бабушка делилась со мной в детстве, а в 197…году к ней приезжали представители краеведческого музея г. Ясногорска  и она долго их водила по имению, показывала и рассказывала о том, как все там было при его хозяйке. 

Вообще, в доме не было роскоши: ни ковров, ни хрусталя, ничего такого, был большой стол на 12 человек, хорошие стулья  и  всегда было очень чисто. Гликерия Николаевна очень любила порядок. У Федотовой были экономка, горничная, повара, кухарки, конюх.
Жаль, что моей бабушки уже нет в живых, что по молодости и по глупости задавала очень мало вопросов, на которые теперь уже никто не сможет ответить…»
Именно, благодаря Елене Кронидовне, отзывчивой, добродушной женщине, наш музей пополнился очень ценными экспонатами: фотографиями Г.Н.Федотовой, газетой того времени и изображением дома со стороны «барского» пруда с объявлением о продаже имения в стихах, а так же прикроватной тумбочкой Гликерии Николаевны Федотовой, которая даёт наглядное представление о мебели той эпохи.
 
 

 
В мае 2011 года исполнилось  165 лет со дня рождения Гликерии Николаевны Федотовой.  Это большое событие в жизни нашей школы. 
Вот уже много лет у нас была мечта побывать на могиле актрисы и связаться с Малым театром. 
Благодаря интернету, мы вышли на сайт Государственного академического Малого театра  и написали о себе. И надо сказать, что были очень приятно удивлены, когда на наше письмо откликнулись. С нами связалась руководитель Творческо-информационного центра Малого театра - Галина Михайловна Полтавская, которая  очень заинтересовалась нашей школой и пообещала поговорить с художественным руководителем Малого театра - Юрием Мефодьевичем Соломиным, о том, чтобы организовать для нас встречу. Через несколько дней мы опять получили от нее письмо,  в котором она сообщила, что Соломин очень рад, что не смотря на то, что прошло очень много лет, а о Федотовой помнят и знают, и дал распоряжение организовать для нас встречу в театре. Нас пригласили на экскурсию « Жизнь театра за кулисами» и спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, посвященный Г.Н.Федотовой.
 
И вот 22 мая  2011года наша мечта осуществилась. До обеда  коллектив школы  (старшие учащиеся и учителя),  посетили Ваганьковское кладбище,  нашли могилу актрисы Г.Н.Федотовой, возложили корзину с цветами, а затем  отправились в Малый театр. Эта была незабываемая встреча. Нас встретили как больших гостей: сначала пригласили на обед в кафе, где обедают артисты, затем с нами провели экскурсию по театру. Мы побывали в гримёрках известных  артистов, в том числе в гримёрке Юрия Мефодьевича Соломина. Побывали  на сцене, в костюмерных, во всех залах, куда вход обычному зрителю воспрещен. А позже мы смотрели спектакль, с великолепной, блистательной, незабываемой игрой известных актеров, таких как Виктор Низовой, Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Василий Бочкарёв и другие.
Мы в свою очередь тоже пригласили организаторов этой встречи в гости и ждём их.
 
Поездка в Государственный академический Малый театр
 
 
Экскурсия «Жизнь театра за кулисами»
 

 

Выставка, посвященная 165-летию Г.Н.Федотовой

 

Гримёрка  актёров

 

Гримёрка художественного руководителя Государственного академического Малого театра Юрия Мефодьевича Соломина

Подготовка  сцены к спектаклю

 

В этих креслах актёры ожидают своего выхода на сцену

Г.Н.Федотова- легенда Императорского Московского театра


 
Возложение цветов на могилу примы Малого театра Г.Н Федотовой на
Ваганьковском кладбище
Могилы актрисы Гликерии Николаевны Федотовой и её сына
актёра Александра Александровича Федотова
 

 


Дом  с мезонином

 


 

Выводы по теме исследования и перспективы продолжения работы

 
Проводя исследовательскую работу, мы поставили перед собой  ряд задач, которые в процессе нашей деятельности:
• Изучение биографии великой актрисы Г.Н.Федотовой;
• Встречи со старожилами д.Фёдоровка;
• Изучение статей периодической печати, литературных источников об усадьбе в Фёдоровке;
• Посещение МХАТ;
• Возложение цветов на могилу актрисы на Ваганьковском кладбище - были выполнены в полном объёме.
 
В перспективных планах нашей работы:
1. Продолжить изучение жизни и творчества Г.Н.Федотовой;
2. Пополнять коллекцию музея экспонатами из дома актрисы, благодаря сотрудничеству с потомками старожилов д.Фёдоровка;
3. Запланирована встреча с руководством и информационно-творческим отделом Малого театра в здании Фёдоровской школы;
4. Связаться с одним из издательств Тульской области и выпустить брошюру об актрисе Г.Н.Федотовой и её усадьбе в Фёдоровке;
Мы глубоко надеемся и верим в то, что здание нашей школы – дом Гликерии Николаевны Федотовой – вызовет интерес у нового руководства области, ему будет уделяться больше внимания, в том числе в плане финансирования.
Хотим, чтобы память об имени актрисы и её доме в Фёдоровке была дорога не только нам, но и жителям района и области, переходила от поколения к поколению, ведь недаром народная мудрость гласит: 
«Кто не помнит прошлого, у того нет будущего».
 
Муниципальное образовательное учреждение
«Фёдоровская основная общеобразовательная школа
имени Леонида Владимировича Виноградова»
Ясногорского района Тульской области
 
 
Название конкурса: «Есть в России такие места!»; Название номинации: «Природно-культурное наследие»
 
Учебно-исследовательская работа: «Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова»
 
Авторы: 
Вельш Николай Андреевич, 7 класс
Гончаров Павел Сергеевич, 9 класс
Жирнов Михаил Николаевич, 9 класс
Тазин Александр Владимирович, 9 класс
 
Руководители:  
Чепанова Марина Сергеевна, директор школы;
Быкова Наталия Леонидовна, учитель школы
 
Консультанты: 
Титов Олег Валериевич, учитель школы; 
Голоколенко Юрий Анатольевич, учитель школы
 
Ясногорский район, д.Фёдоровка
2011 г.
 
 
Список используемых источников и литературы
 
1. Георг Гоян. Гликерия Федотова. Жизнь и творчество. М-Л., 1940.
2. Павел Мастер. Правый берег. Записки дачника. М., 2006.
3. Разумовский Ф.В. На берегах Оки (от Серпухова до Каширы). М.,1988.
4. Фёдоров В.Ф. Русский театр XIXв. М., 1983.
5. Антон Куманьков. Высшее театральное училище им.М.С.Щепкина.
6. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собр. соч., т.1. М.,1954.
7. Кара-Мурза С.П. Малый театр. Очерки и впечатления. М.,1942.
8. Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М.,1960
9. Юрьев Ю.,Записки. Т.1. Л.-М., 1963.

События